Любые заявления о том, что Иран был в курсе готовящейся операции ХАМАС на оккупированные Израилем территории Палестины в октябре 2023 года, недостоверны и основываются на сфабрикованных данных.
Об этом заявило постоянное представительство исламской республики при ООН, комментируя материал газеты The New York Times, в котором утверждается, что ХАМАС связывалось с Тегераном перед атакой.
«Они давно распространяют ложные сведения, фабрикуют поддельные документы и проводят обманные психологические операции», — добавили в постпредстве ИРИ.
Там также отметили: учитывая, что представители ХАМАС в Дохе сами заявляли, что они не знали заранее об операции и все планирование, принятие решений и целеуказание осуществлялось исключительно расположенным в Газе военным крылом ХАМАС, любое заявление с целью связать его частично или полностью с Ираном и «Хезболлах» не является достоверным и основано на сфабрикованных документах».
Ранее The New York Times со ссылкой на протоколы совещаний ХАМАС, обнаруженные израильскими военными, выступила с утверждением, что палестинская организация хотела совершить вылазку в Израиль еще в 2022 году, но отложила нападение на год, так как пыталась добиться от иранских властей и шиитского движения «Хезболлах» поддержки нападения ударами по объектам еврейского государства.
Мнения экспертов
Публикация документов американскими СМИ о предполагаемом участии Ирана в планировании и финансировании нападения «ХАМАС» на Израиль может быть похожа на дезинформацию, считает программный координатор РСМД Иван Бочаров.
Эксперт напомнил, что американские спецслужбы в годы холодной войны использовали аналогичные методы сливов в медиа.
«По косвенным признакам многое указывает на то, что Тегеран вообще не был в курсе деталей атаки «Хамас». В противном случае вероятность утечек была бы больше», – объяснил эксперт.
Как правило, западные спецслужбы обнародуют документы в СМИ с целью шантажа своих противников, а в случае с Ираном – для того чтобы продемонстрировать бесперспективность переговоров с ними, соглашается старший эксперт Института Ближнего Востока Сергей Балмасов.
По его мнению, Запад ведет против Ирана войну компроматов, чтобы также дискредитировать иранское руководство в глазах иранской общественности, часть которой настроена на нормализацию отношений с Западом и снятие санкций.
Хотя в политической системе Ирана, отмечает Балмасов, могут быть слабые места, но иранские власти на ближневосточном направлении стараются вести себя крайне осторожно.
«С точки зрения иранской стратегии самое оптимальное – бить по врагам не напрямую, а своими «щупальцами» через своих прокси, дабы лишний раз не подставляться», – добавил эксперт.